- Юон Конст. Фед
-
ЮО́Н Конст. Фед. (1875—1958) — живописец, худож. т-ра. В 1894 Ю. поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1898—99 продолжил обучение в мастерской В. Серова. С нач. 1900-х гг. Ю. входил в "Союз русских художников" и "Общество свободной эстетики" при Лит.-худож. кружке, объединившем литераторов, актеров, художников вокруг ред. ж. "Весы" во главе с В. Брюсовым, сблизился с "мирискусниками". Увлечение приметами рус. старины и особого поэтич. быта в нац.-романтич. трактовке сохранится на протяжении всей долгой творч. жизни Ю. В 1906 на выставке рус. иск-ва в Париже и Берлине, организов. С. Дягилевым, 7 художников, включая Ю., получили право экспонировать свои работы на Осеннем париж. салоне без предварит. отбора. В 1908 состоялся театр. дебют Ю. — совм. с А. Бенуа, И. Билибиным и Е. Лансере он исполнил декорации по эскизам А. Головина к оп. "Борис Годунов" М. Мусоргского, открывшей Дягилевские "Русские сезоны". К этой оп. он вернулся еще раз, уже в самостоят. работе над оформлением спектакля Т-ра Елисейских полей (1913—14, Париж). До 1917 продолжалась пед. деят-ность Ю. в созданной им, совм. с И. Дудиным, худож. школе; среднего учеников — В. Мухина, А. Куприн, С. Судейкин, В. Фаворский, Г. Якулов, Р. Фальк, бр. Бурлюки. После рев-ции Ю. мн. работает как худож.-пейзажист, создает новые тематически разнообразные циклы (праздничный — "Мысли и чувства в красках", 1920, фантастический — "Новая планета, 1921, сер. "Портреты современников"), возвращается к пед. деят-ности (в 1939—40 — проф. АХ, пишет критич. статьи, в 1937 выходит первое изд. его капитального труда "О живописи". Многолетнее творч. содружество связывало Ю. с моск. Малым т-ром ("Старик" М. Горького, 1918—19; "Ревизор" Н. Гоголя, 1920—21; "Собака садовника" Ф. Лопе де Вега, 1924—25; "Отелло" У. Шекспира, 1925; "Аракчеевщина" И. Платона, 1938; "Сердце не камень", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Без вины виноватые", "Волки и овцы" А. Островского). В 1920 К. Станиславский пригласил худож. к совм. работе над пост. "Ревизора" Н. Гоголя. Позднее в МХАТе в декорациях Ю. шел "Егор Булычов" М. Горького (1933). В др. т-рах Ю. оформил спектакли "Хованщина" Мусоргского (1940, Большой т-р, Москва), "Ревизор" Н. Гоголя (1941, Казань), "Иван Сусанин" М. Глинки (1944, Новосибирский т-р оп. и бал.), "Горя бояться — счастья не видать" Островского и "Фома Гордеев" по ром. Горького в Т-ре им. Е. Вахтангова (1953—54, 1955, Москва) и др. Ю. разработал эскизы росписи интерьеров Детского т-ра при "Уголке Дурова", Госцирка, занавеса Большого т-ра.
К. Ф. Юон. Зима. 1914
![К. Ф. Юон. Зима. 1914 К. Ф. Юон. Зима. 1914](/pictures/humanities_dictionary/3-673-01.jpg)
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.